ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ ВЕРУЮЩИМИ ЗАРОЖДЕНИЯ СВОЕЙ ИСТОРИИ: ЗАПАД ИЛИ ВОСТОК?

Автор(и)

  • Филипп НИКИТИН Студент 3 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета. Кафедра источниковедения истории России., Російська Федерація

DOI:

https://doi.org/10.29357/аб.v0i25.192425

Ключові слова:

евангельское сообщество, пашковцы, штундизм, история евангельского движения.

Анотація

В статье рассматривается восприятие современным евангельским сообществом своей истории через призму Восток / Запад. Демонстрируется внимание евангельского сообщества к своей истории, показываются различные точки зрения на вопрос Восток / Запад. Рассматривается историография вопроса. Показано, что на данный момент существует три подхода к вопросу возникновения истории евангельского движения. Кто-то делает акцент на самобытности зарождения отечественного евангельского движения, ктото заостряет внимание на его западных корнях. Третья группа подходит к вопросу сбалансировано, говоря как о влиянии со стороны западных проповедников, так и о самобытном характере возникновения этого движения. Рассматривается мнение Д. Бинцаровского, который считает русский протестантизм западным продуктом. На примере движения пашковцев автор статьи демонстрирует сбалансированный подход к вопросу возникновения евангельского движения в Россию через призму Восток / Запад.

Біографія автора

Филипп НИКИТИН, Студент 3 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета. Кафедра источниковедения истории России.

Никитин Филипп Николаевич, студент 3 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета. Кафедра источниковедения истории России. Автор ряда статей по истории евангельского движения пашковцев; две статьи опубликованы в альманахе «Богомыслие» №23 (2018) и №24 (2019). mr.fil.nikitin@mail.ru.

Посилання

Список использованных источников и литературы

Беседа. 1890. № 5. С. 25 // Рукописный отдел Государственного музея истории религии (РО ГМИР) Коллекция 1. Оп. 8. Д. 299.

Бинцаровский, Дмитрий «Протестантизм без Реформации». URL: http://www.word4you.ru/publications/21390/(дата обращения: 02. 01. 2020).

Важно знать и помнить историю [Личная страница П. В. Мицкевич в «Facebook»]. URL: facebook.com/peter.mitskevich/posts/1404714079666532 (дата обращения: 29. 06. 2019).

Вардин А. Насколько самобытно было баптистское движение в России? // Богословские размышления. – 2009. – №10. – С. 158 – 166.

Вардин А. Насколько самобытным было баптистское движение в Российской империи? // 105 лет легализации русского баптизма. Материалы международной научн-практической конференции. – М., 2011. – С. 9 – 15.

Васильева (Бокова) О. А. Современный протестантизм: в поисках себя // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. – СПб.: Издательство РХГА, 2012. – С. 559 – 563.

Гомон В. А. Накануне пробуждения // Вестник Истины. – 2017. – № 2. – С. 28 – 31.

К 150-летию со дня рождения И. С. Проханова: [сб. науч. трудов]. Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. – М.: ИЕ РАН, 2020.

Декларация координационного совета празднования 150-летия со дня рождения выдающегося российского общественного и религиозного деятеля И. С. Проханова // Евангельское движение в России: история и современность. К 150-летию со дня рождения И. С. Проханова: [сб. науч. трудов]. Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. – М.: ИЕ РАН, 2020. – С. 287 – 291.

Дик И. Евангельский Альянс в мире и в России в последней четверти 19 века. Доклад, прочитанный историком в МГУ в 2013 г. Личный архив автора.

Дик И. П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839 – 1889) и общины первых евангельских верующих в России (перевод с англ. О. В. Безносовой, с нем. Д. А. Меланчевой). Steinhagen: Samenkorn, 2017.

Евангельское христианство в России: [опрос]. URL: https://vk.com/bogoiskatelstvo (дата обращения: 03. 02. 2020).

Из истории русского евангельско-баптистского движения в СССР // Братский вестник. – 1947. – № 5. – С. 4 – 14.

Каретникова М. С. Русское богоискательство: национальные корни евангельско-баптистского движения // Альманах по истории русского баптизма. – СПб.: Библия для всех, 2006. – С. 3 – 84.

Кириллов В. Меннониты и российские баптисты: о догматическом влиянии анабаптизма на братство ЕХБ. – СПб.: Библия для всех, 2018.

Корабель А. И. Via sacra. Святой путь. – СПб.: Палитра, 2013.

Кругликов В. П. Евангельское и социальное служение гвардии полковника в отставке Пашкова Василия Александровича и его семьи в Нижегородской губернии с 1876-го по 1917-й год. Магистерская диссертация. – М., 2019. Личный архив автора.

Никольская Т. К. Евангельские христиане-баптисты: в поисках «корней» // Богомыслие. – 2019. – № 24. – С. 240 – 244.

Попов В. А. Стопы благовестника. – М.: Благовестник, 1996. URL: http://www.blagovestnik.org/books/00386.htm (дата обращения: 27. 10. 2019).

Потапова Н.В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). В 2х т. Т. 1. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014.

Проханова И. С. Радостное письмо // Христианин. – 1927. – № 4. – С. 58.

Прохоров К. Между Западом и Востоком: заметки о начале евангельского движения в России // Богословские размышления, 2012. – № 13. – С. 53 – 78.

Пузынин А. Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. – М.: ББИ, 2010.

РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 709.

Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма. - Одесса: Богомыслие, 1995.

Санников С., Решетников Ю. Обзор истории евангельско-баптистского движения на Украине. – Одесса: Богомыслие, 2000. URL: http://yakov.works/history/20/iz_istori/reshetn.html (дата обращения: 22. 10. 2019).

Синичкин А. В. Богоискательство в русском народе: начало. URL: https:// baptist.org.ru/read/bogoiskatelstvovrusskomnarode (дата обращения: 15.11. 2019).

Степанов В. А. Роль женщин в евангельском движении в Санкт-Петербурге: исторический обзор (1874 – по настоящее время) // Женщина. Христианские перспективы: история, богословие, практика / ред. Аликин В. А., Лагунов С. В. Труды СПбХУ. № 10. – СПб.: Санкт-Петербургский христианский университет, 2017. – С. 331 – 357.

Степанов В. Кто пригласил лорда Редстока в Россию? // Материалы научнО-исторических конференций «Феномен российского протестантизма». – Великий Новгород: Гамма, 2018. – С. 18 – 33.

Хорев В. М. Десять причин изучать историю. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TOoz4sCqlgs&t=53s (дата обращения: 15. 11. 2019).

Corrado S. Review of On the Edge: Baptists and Other Free Church Evangelicals in Tsarist Russia, 18551917, by Albert W. Wardin, Jr. EastWest Church & Ministry Report 22, no. 4 (Fall 2014). P. 14 – 15.

Kuznetsova. M. Early Russian evangelicals (1874 – 1929): historical background & hermeneutical tendencies based on I. V. Kargel’s written heritage. University of Pretoria, Pretoria, 2009.

McCarthy M. М. Religious Conflict and Social Order in Late NineteenthCentury Russia: Orthodoxy and the Protestant Challenge, 18121905. PhD Diss. University of Notre Dame, Notre Dame, 2004.

The Times (London). Thursday May 26. 1887. P. 13.

##submission.downloads##

Як цитувати

НИКИТИН, Ф. (2020). ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ ВЕРУЮЩИМИ ЗАРОЖДЕНИЯ СВОЕЙ ИСТОРИИ: ЗАПАД ИЛИ ВОСТОК?. Богомисліє: літературно-богословський альманах, (25), 196–209. https://doi.org/10.29357/аб.v0i25.192425