ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ. СТРАСТЬ ПО ХРИСТУ
DOI:
https://doi.org/10.29357/аб.v0i18.195086Ключові слова:
Тереза Авильская, мистика, испанская католическая традицияАнотація
ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ, ЖИВШАЯ В XVI ВЕКЕ, СТАЛА первой женщиной-богословом, получив в Католической церкви титул «Учителя Церкви» и кроме того, она стала первой женщиной-писательницей в Испании. Все это происходит во времена и в обществе, где явно доминирует мужское начало. Очевидно, ее труды, которые имели практический, а не теоретический характер, содержащие тонкие психологические переживания, были достаточно глубоки и не привязаны к ее времени.
Терезу нельзя назвать философом в обычном смысле слова; попытки связать ее с определенной богословско-философской традицией, томистской или августино-францисканской, весьма натянуты. Роль ее в истории мистики и в истории испанского языка огромна.Тереза Авильская оказала большое влияние не только на развитие мистики и аскетики, но и на литературу.
Посилання
Сочинения Терезы Авильской на русском языке можно найти в следующих изданиях:
• Внутренний замок. – Брюссель, 1992.
• Внутренний замок / Пер. с исп. – М., 2000.
• Книга жизни / Пер., коммент.: О.И. Варьяш, Ю.П. Зарецкий // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. – М.: Ин–т всеобщей истории РАН, 2003. – Вып. 5.
• Размышления о «Песне песней» // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. Кн. 2. То же: Символ. – Paris, 1985. – № 14.
• Стихи // Иностранная литература. – М., 1993. – № 11.
Наиболее основательными работами на русском языке, посвященными жизни и творчеству Терезы Авильской, несомненно, являются:
• Мережковский Д.С. Св. Тереса Иисуса // Мережковский Д.С. Реформаторы. Испанские мистики. – М.: Республика, 2002. – С. 313 – 386.
• Сикари А. Портреты святых. – Милан: «Христианская Россия» – Италия, 1987. – Т. 2. – С. 40–59.
• Боткин С. Святая Тереса // Вестник Европы. – СПб., 1915. – №8 (частично).
Также о ней написано много статей. Вот некоторые из них:
• Багно В.Е. Безумие перед Богом, или Мистический блуд // Начало века. Из истории международных связей русcкой литературы. – СПб.: Наука, 2000.
• Баринова Е. Тереза Авильская // НиР. – 1993. – № 3.
• Беля С. Достаточно лишь Бога. – Минск: Pro Christo, 2002.
• Бросс, Жак. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998. – С. 274–275.
• Варьяш О.Н., Зарецкий Ю.П. Св. Тереза Авильская и ее «Книга жизни» // Вестник Университета Российской академии образования. – М., 1997. – № 2.
• Гелескул А. Поэзия испанских мистиков // Иностранная литература. – М., 1993. – № 11.
• Зарецкий Ю.П. Тайна монахини: о сказанном и несказанном «Книгой жизни» Тересы Авильской // Demulieribus illustribus. Судьбы и образы женщин средневековья.– СПб.: Алетейя, 2001.
• Рено Э. Тереза Авильская // Логос. – Париж; Брюссель, 1971. – № 1.
• Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. - С. 349–351.
##submission.downloads##
Як цитувати
Номер
Розділ
Ліцензія
Авторське право (c) 2020 Сергей САННИКОВ
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
Політика охорони авторських прав згідно з умовами ліцензії: Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуція-Некомерційне використання») 4.0 Міжнародна (CC BY-NC 4.0).
Автори, які публікують свої статті в альманасі "БОГОМИСЛІЄ" (журналі відкритого доступу) зберігають за собою такі права: